Как возникло товарищество передвижных художественных выставок

Karmensita: художник иван иванович ендогуров

Энциклопедия

Столицы

Церковь Святого Василия Великого в Овруче (1190)
05.08.2014 | 09:54

Города

Звенигород (1086)
26.12.2014 | 09:34

Отчизна

Флора северной зоны России
03.04.2014 | 15:13

Люди

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944), философ
15.02.2014 | 11:05

Полководцы

Румянцев Петр Александрович (1725-1796)
05.02.2014 | 12:09

Монархи

О народах, издревле обитавших в России. О славянах вообще
02.10.2013 | 13:43

Литература

Толстой Алексей Константинович (1817-1875), поэт
06.02.2015 | 00:12

Живопись

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
03.03.2015 | 13:18

Музыка

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881), композитор
06.12.2013 | 04:15

Храмы

Собор Святого Апостола Павла в Гатчине
14.10.2013 | 13:43

Монастыри

Свято-Николаевский мужской монастырь Верхотурья
10.10.2013 | 17:39

Святые

Серафим Саровский (1759-1833), преподобный
22.02.2014 | 14:45

Значение творчества

Талант живописца был признан уже в самом начале художественной деятельности Ивана Ендогурова. Так, один из критиков после смерти художника писал: «Его живопись, мягкая и гармоничная, отличалась необыкновенно интимным характером». Судьба и драматические повороты истории разбросали по всему свету произведения этого талантливого автора тонких и пленяющих пейзажей, запоминающихся своей выразительностью и разнообразием мотивом образов природы. Живописец любил раннюю весну и раннюю осень, обыденную природу севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем. У Ендогурова, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется большой интерес к передаче изменчивых состояний окружающей природы, его картины отличает глубина проникновения в её мир, они наполнены и одухотворены восхищённой нежностью и бережной любовью художника к ней.

Талант Ендогурова отмечал такой страстный хранитель и пропагандист идей передвижников, как В. В. Стасов (1824—1906), который в своём печатном обзоре российской живописи второй половины XIX века писал: «Хорошими пейзажистами этого периода были также Власов, Беггров, барон М. К. Клодт, Ендогуров, Светославский, Поленов…» В парижском издании 1910 года альбома избранных картин Музея Александра III, куда вошли работы лучших 50 художников и где была представлена картина «Начало весны», составитель назвал Ендогурова «лучшим из лучших»: «Ширь, воздушность и настроение — всегда хорошо передавались им, и это прекрасно видно на прилагаемой картине».

Биография и творчество

Ендогуров И. И. Фотография конца XIX в.

Иван Иванович Ендогуров родился в семье морского офицера, контр-адмирала Российского Императорского флота, Ивана Андреевича Ендогурова (1812—1871) и Марии Фёдоровны Андреевой (урождённой Юрьевой, дочери адмирала Ф. А. Юрьева). Когда будущему художнику не исполнилось ещё и 10 лет, ушёл из жизни его отец и заботы о семье легли на плечи матери.

Живописью стал заниматься ещё в гимназии с 1870-х под руководством ставшего уже известным пейзажиста Е. Е. Волкова (1844—1920), когда у обоих братьев обнаружилась склонность к рисованию, что и обусловило их выбор дальнейшего жизненного пути: оба стали известными художниками-пейзажистами. После окончания классической гимназии в 1880 году Ендогуров поступает на юридический факультет Петербургского университета, при этом не оставляет занятия живописью и продолжает брать уроки у Е. Е. Волкова. В 1884 году он решается целиком посвятить себя искусству и поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств на отделение живописи. На очередной академической выставке 1885 года впервые появляются его картины — «Задворки», «Берёзовая роща», «Ранняя весна», за которую он был награждён Малой поощрительной серебряной медалью, а уже в 1890 году Академия оценивает его работы Большой поощрительной серебряной медалью. В том же году по окончании работы выставки художник, ощутив себя творчески сформировавшимся, покидает Академию и начинает работать самостоятельно.

Краткий расцвет творчества И. Ендогурова приходится на начало 1890-х гг. Он принимает участие как в академических выставках (, ), так и в выставках Общества поощрения художеств (, ), Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) (—) (с  — экспонент, с  — член Товарищества), Всемирных выставках в Париже (, награждён серебряной медалью за картину «Зимние сумерки») и Чикаго (), Международной художественной выставке в Берлине (). В 1886 году на конкурсе Общества поощрения художеств был удостоен серебряной медали за пейзаж «Ручеёк».

Постоянно жил в Петербурге. Обнаруженные ещё в молодые годы признаки чахотки и развившаяся затем сама болезнь вынуждает художника с конца 1880-х большую часть времени проводить в Крыму, Малороссии и на Кавказе. В — живёт в Италии, совершает путешествия по Норвегии (, ) и Франции (). Работает как пейзажист и маринист; обращается к технике акварели. В своём творчестве продолжает традиции русского лирического пейзажа. На академических выставках выставляются его пейзажные работы норвежского периода, периода его пребывание на Корсике (—) и в Баварии (). В 1— гг. художник работает в Крыму и Малороссии. В частности, за годы, проведённые в Крыму Ендогуров создал целый ряд пейзажей, из которых известны немногие: «Весна в Крыму», два крымских осенних пейзажа и «Георгиевский монастырь в Крыму (Мыс Фиолент)».

Иван Ендогуров умер на острове Капри в возрасте неполных 37 лет от туберкулёза лёгких, по разным данным 17 или 29 мая 1898 года. Похоронен рядом с отцом и братом, на семейном месте на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга (надгробный памятник не сохранился) 12 участок (средняя нижняя часть) — рядом с могилой Андреева Евгения Николаевича (1829—1889) — педагога, учредителя Императорского Русского Технического общества.

В 1898 году в залах Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка сразу трёх скончавшихся в том году художников — Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкина, И. И. Ендогурова. Популярный петербургский журнал «Живописное обозрение» откликнулся на это событие внушительной статьёй, где, в частности, отмечал:«Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его (Ендогурова — Прим.) пейзажам (их больше всего на выставке). Особенно резко это сказалось на великолепной, полной настроения картине южной ночи на прибрежном море

Наибольшее внимание привлекают эскизы художника. Здесь и север, и юг дали ему ряд лирических мотивов, полных глубокого чувства, изменения нежной поэтической души».

В , на следующий год после смерти молодого живописца, мать художника М. Ф. Андреева на свои средства учредила при Императорской Академии художеств премию по разделу пейзажной живописи имени своих беззвременно ушедших сыновей, братьев И. И. и С .И. Ендогуровых, — «За картину достойнейшему из пейзажистов». Премия вручалась за лучшее произведение пейзажной живописи, выполненное оканчивавшими курс Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, и считалась одной из самых престижных и материально значимых того времени (премия существовала до ).

↑ Деятельность Товарищества

Товарищество за время своего существования провело: 48 выставок в различных городах, селах и деревнях Российской Империи. Первая выставка состоялась в 1871 году и длилась около двух месяцев. Начавшись в Санкт-Петербурге, она далее передвинулась в Москву, Киев и Харьков. Выставлялось 47 картин. Посетило выставку более 30 тыс. человек.

Резонанс первой выставки в обществе был достаточно сильный. Заработано было более 4 тыс. руб. Деньги были поделены между участниками. Передвижники имели большой успех на Международной выставке в 1878 году, в Париже. Для участия в выставке был изменен устав. Из него был исключен пункт о проведении выставочной деятельности только на территории России.

В финансовом плане передвижники соблюдали строжайшую дисциплину. Пять процентов с продажи каждой картину уходили в кассу Товарищества. Остальное разделялось между экспонентами. Благодаря Передвижникам было открыто множество новых художественных талантов, например В.Сурикова и Н.Ярошенко.

Много лет продолжалось противостояние между Передвижниками и Академией Художеств. Доходило до того, что пенсионеры Академии не имели право участия в выставках Передвижников. В начале 20-го века из Товарищества массово начали уходить художники, обострились конфликты. Последняя выставка была проведена в 1922 году.

Биография и творчество

Иван Иванович Ендогуров родился в семье морского офицера, контр-адмирала Российского Императорского флота, Ивана Андреевича Ендогурова (1812—1871) и Марии Фёдоровны Андреевой (урождённой Юрьевой, дочери адмирала Ф. А. Юрьева). Когда будущему художнику не исполнилось ещё и 10 лет, ушёл из жизни его отец и заботы о семье легли на плечи матери. Живописью стал заниматься ещё в гимназии с 1870-х под руководством ставшего уже известным пейзажиста Е. Е. Волкова (1844—1920), когда у обоих братьев обнаружилась склонность к рисованию, что и обусловило их выбор дальнейшего жизненного пути: оба стали известными художниками-пейзажистами. После окончания классической гимназии в 1880 году Ендогуров поступает на юридический факультет Петербургского университета, при этом не оставляет занятия живописью и продолжает брать уроки у Е. Е. Волкова. В 1884 году он решается целиком посвятить себя искусству и поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств на отделение живописи. На очередной академической выставке 1885 года впервые появляются его картины — «Задворки», «Березовая роща», «Ранняя весна», за которую он был награжден Малой поощрительной серебряной медалью, а уже в 1890 году Академия оценивает его работы Большой поощрительной серебряной медалью. В том же году по окончании работы выставки художник, ощутив себя творчески сформировавшимся, покидает Академию и начинает работать самостоятельно.

Краткий расцвет творчества И. Ендогурова приходится на начало 1890-х гг. Он принимает участие как в академических выставках (1885, 1890), так и в выставках Общества поощрения художеств (1886, 1889), Товарищества передвижных художественных выстовок (ТПХВ) (1886—1898) (с 1886 — экспонент, с 1895 — член Товарищества), Всемирных выставках в Париже (1889, награжден серебряной медалью за картину «Зимние сумерки») и Чикаго (1893), Международной художественной выставке в Берлине (1891). В 1886 году на конкурсе Общества поощрения художеств был удостоен серебряной медали за пейзаж «Ручеёк».

Постоянно жил в Петербурге. Обнаруженные ещё в молодые годы признаки чахотки и развившаяся затем сама болезнь вынуждает художника с конца 1880-х большую часть времени проводить в Крыму, Малороссии и на Кавказе. В 1890—] живёт в Италии, совершает путешествия по Норвегии (1890, 1895) и Франции (1893). Работает как пейзажист и маринист; обращается к технике акварели. В своём творчестве продолжает традиции русского лирического пейзажа. На академических выставках выставляются его пейзажные работы норвежского периода, периода его пребывание на Корсике (1892—1893) и в Баварии (1894). В 1895—1896 гг. художник работает в Крыму и Малороссии. В частности, за годы, проведённые в Крыму Ендогуров создал целый ряд пейзажей, из которых известны немногие: «Весна в Крыму», два крымских осенних пейзажа и «Георгиевский монастырь в Крыму (Мыс Фиолент)».

17 мая 1898 года на острове Капри Иван Ендогуров в возрасте неполных 37 лет умирает от туберкулёза лёгких. Похоронен предположительно в семейной могиле на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга (могила не сохранилась).

В 1898 году в залах Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка сразу трех скончавшихся в том году художников – Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкина, И. И. Ендогурова. Популярный петербургский журнал «Живописное обозрение» откликнулся на это событие внушительной статьёй, где, в частности, отмечал:«Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его (Ендогурова — Прим.) пейзажам (их больше всего на выставке). Особенно резко это сказалось на великолепной, полной настроения картине южной ночи на прибрежном море

Наибольшее внимание привлекают эскизы художника. Здесь и север, и юг дали ему ряд лирических мотивов, полных глубокого чувства, изменения нежной поэтической души»

В 1899, на следующий год после смерти молодого живописца, вдова контр-адмирала И. А. Ендогурова М. Ф. Андреева и мать художника, на свои средства учредила при Императорской Академии художеств премию по разделу пейзажной живописи имени своих беззвременно ушедших сыновей, братьев И. И. и С .И. Ендогуровых, — «За картину достойнейшему из пейзажистов». Премия вручалась за лучшее произведение пейзажной живописи, выполненное оканчивавшими курс Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, и считалась одной из самых престижных и материально значимых того времени (премия существовала до 1917).

↑ Возникновение

Товарищества Художники товарищества передвижных художественных выставок первыми в России начали создавать свои работы в реалистичном стиле.

Товарищество возникло в Санкт-Петербурге в 1870 году. Но еще раньше, в 1863 году, лучшие выпускники Академии Художеств попросили разрешение на вольный выбор картины для выпускного конкурса.

Они протестовали против необходимости рисовать картину с германо-скандинавским сюжетом и называли это несовременным. Не получив разрешения, они ушли из Академии и создали вольную артель, изначально называемую «Артелью Крамского». Товарищество было создано совместно с художниками Москвы.

Статьи

Миръ

Киев под топором
27.02.2014 | 00:10

Страна

«У нас два повода для ответа ядерным оружием». Часть I
05.03.2018 | 07:49

Власть

Живите свободно
15.01.2014 | 08:44

Политика

Если Сирия падёт, то Россия потеряет свой статус и уважение
09.09.2013 | 10:27

Экономика

«Законопроект о регулировании криптовалют нужно дорабатывать»
20.02.2018 | 09:20

Общество

Лезвие братвы
05.07.2017 | 14:36

Наука

Разноцветное чудо по имени Нефть
08.06.2015 | 05:06

Культура

Память о последнем царе
27.07.2018 | 08:18

История

День великой казни. Лжепётр III, бунтовщик Емельян Пугачёв
21.01.2021 | 14:36

Жизнь

«Мы продолжим практику массового тестирования граждан»
15.07.2020 | 10:17

14

Как называется эта картина?
Почему полководец и ведомые им солдаты оказались в горах?
Чем закончился поход этого полководца?
Назовите автора картины.

Посмотреть ответ

Название картины – «Переход Суворова через Альпы». На картине изображен эпизод Швейцарского похода А.В. Суворова. Его войска переходят через перевал Сент-Готард. А.В. Суворов из Италии, где он разгромил войска Наполеона, шёл на соединение с корпусом А.М. Римского-Корсакова, находившемуся в Швейцарии. В Швейцарии А.В. Суворов и его армия оказались практически в окружении, так как к тому времени и корпус А.М. Римского-Корсакова, и австрийские войска были разбиты французами. А.В. Суворову с тяжёлыми боями удалось прорваться в Австрию. Прославленный французский маршал Массена сказал об Швейцарском походе А.В. Суворова следующие слова: «Я отдал бы все свои победы за отступление Суворова в Альпах». Автор картины – В. Суриков.

к оглавлению ▴

13

Как называется эта картина?
Чем прославился главный герой картины?
Как он оказался в убогом крестьянском доме?
Назовите автора картины.

Посмотреть ответ

Название – «Меншиков в Березове». А.Д. Меншиков – любимец Петра I, из тех, кто приобрел титулы, благодаря личным заслугам. Князь командовал кавалерией в Полтавской битве, поддерживал все начинания Петра I. Получил титул светлейшего князя. После смерти Петра I Меншиков помог взойти на престол второй жене Петра I – Екатерине. Он стал ее всесильным фаворитом, растеряв при этом тех, кто мог бы его поддержать. После смерти Екатерины I, Меншиков оказывал огромное влияние на следующего императора – юного Петра II. Всесильность Меншикова давно раздражала «старую знать» — родовитых дворян. Для них Меншиков был выскочкой. Когда Меншиков тяжело заболел и лишился возможности видеть императора, у Петра II появился новый «наставник» — Иван Долгорукий. Он настроил юношу против А. Меншикова. Светлейший князь потерял былое влияние и был сослан в далёкий Березов. Автор картины – В. Суриков.

к оглавлению ▴

↑ Интересные факты о Товариществе

  • Критик В. Стасов назвал творчество передвижников «хоровыми картинами»;
  • Бунт художников-выпускников в 1863 году сорвал юбилейный конкурс Академии художеств. Большую помощь Передвижникам оказывал Павел Третьяков;
  • Большое количество картин художники писали по его заказу;
  • В конце своего существования Товарищество влилось в Академию художеств. Между молодым поколением художников и старшими начались противоречия. Свобода в создании сюжета картин была утрачена;
  • Победа в выпускном конкурсе, от которого отказались выпускники Академии Художеств, давала право на многолетнюю поездку в Италию, за которую платило государство;
  • За все время существования общества его членами были более 100 человек.

История в живописи.

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

Автор материалов — Елена Владимировна Миронова.

Здесь Вы можете поработать с картинами, посвященными историческим сюжетам. Ваша за-дача – узнавать, какому событию истории посвящена картина, кто из исторических лиц изображен на ней. Разумеется, нужно знать авторов картин. Историческая живопись стала популярной во второй половине XIX века. Именно тогда, в 1863 году, возникла артель художников-передвижников, ставшая потом Товариществом передвижников. Это были люди, не желавшие работать по устоявшимся канонам. Их программа формулировалась просто: реализм и народность. 1860-е годы XIX века — эпоха Великих реформ. Отменено крепостное право, проводятся другие ре-формы, меняющие жизнь страны. На смену дворянской культуре приходит культура разночинцев – выходцев из разных сословий российского общества. Большинство передвижников были выходцами из простого народа. Поэтому они хотели работать для народа, просвещать народ. Правда, вряд ли передвижные выставки этих художников посещали простые крестьяне. На выставки ходили студенты, купцы, чиновники, представители интеллигенции, дворяне.
Историческая живопись – один из любимых жанров передвижников. В этом жанре работали И. Репин, Н. Ге, В. Суриков, В. Васнецов и многие другие. На этой странице представлены самые известные картины этих художников, а также некоторые картины советских мастеров, посвященные истории.

Ответьте на вопросы под изображением.

к оглавлению ▴

11

Кто изображен на этой картине?
Кем эта женщина приходилась Петру I?
Каким образом эта женщина связана с событием, изображенным на предыдущей картине?
Назовите автора картины.

Посмотреть ответ

На картине – царевна Софья. Она являлась старшей сестрой Петра I. Именно Софья была организатором стрелецкого бунта. После подавления бунта ее постригли в монахини. Авторское название картины: «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года». Автор картины – И.Е. Репин.

к оглавлению ▴

Из истории

В 1863 году была создана Артель свободных художников, в которую входили известные в то время художники. Основу артели составили 14 выпускников Академии художеств, которые отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль, вышли из академии  в знак протеста против  запрета на свободу творчества. Во главе был Крамской.

В 1870 году петербургские художники объединились с московскими и решили создать новое общество.

В 1870 году правительство утвердило это «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ).

Цель общества— устройство самостоятельных передвижных выставок, которые знакомили бы народ с лучшими произведениями живописи, приобщали его к искусству.

Художники правдиво изображали жизнь народа и страны, на полотнах передавали всю красоту родной природы, прославляли величие, силу и мудрость человека. Произведения отличались разнообразием. Это были пейзажи, бытовые сцены, портреты известных людей.

С  возникновением  этого общества в живописи стали появляться новые мотивы, идеи, созвучные с демократической культурой того времени – литературой, музыкой, общественной мыслью, театром.  Одни художники входили в данное общество, другие периодически участвовали в его выставках. В итоге Россия знакомилась с лучшими творениями живописи.

Общество распалось в 1923 году. Многие художники вошли в Академию художеств  СССР и продолжали служить народу , но уже в новых исторических условиях.

Художники

Картины

В.М.Васнецов

Ковёр-самолёт

Три богатыря

Витязь на распутье

Алёнушка

Иван —  царевич на сером волке

Иван Грозный

Баян

Снегурочка

Ф.А.Васильев

Мокрый луг

Болото

Н.Н.Ге

Христос и Пилат

Пётр I допрашивает сына Алексея

Портрет Л.Н.Толстого

Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском

И.Н. Крамской

Портрет неизвестной

Христос в пустыне

А.И.Куинджи

Лунная ночь на Днепре

Днепр утром

Берёзовая роща

И.И.Левитан

Осенний день. Сокольники.

Вечерний звон

Над вечным покоем

Золотая осень

Весна. Большая вода

Тихая обитель

Март

В.Е. Маковский

Свидание

Императрица Мария Фёдоровна

Ночлежный дом

9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905

К.Е.Маковский

В жаркий день

В сельской школе

Крестьянский обед

Дети, бегущие от грозы

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям

Г.Г.Мясоедов

Земство обедает

Косцы

М.В.Нестеров

Видение отроку Варфоломею

За приворотным зельем

В.Г. Перов

Охотники на привале

Птицелов

Приезд гувернантки в купеческий дом

Тройка

Ф.М.Достоевский

В.Д. Поленов

Московский дворик

Золотая осень

Заросший пруд

И.М.Прянишников

В 1812 году

Жестокие романсы

И.Е.Репин

Бурлаки на Волге

Крестный ход в Курской губернии

Иван Грозный убивает своего сына

Письмо запорожцев турецкому султану

Не ждали

П.М. Третьяков

Л.Н.Толстой

М.П. Мусоргский

Арест пропагандиста

А.К.Саврасов

Весенний день

Грачи прилетели

Зима

В.А.Серов

Девушка, освещённая солнцем

Девочка с персиками

В.И.Суриков

Боярыня Морозова

Утро стрелецкой казни

Меньшиков в Берёзове

Покорение Ермаком Сибири

Переход Суворова через Альпы

Взятие снежного городка

И.И.Шишкин

Утро в сосновом бору

Сосновый бор

Корабельная роща

Рожь

Ручей в лесу

На севере диком

Н.А.Ярошенко

Кочегар

Всюду жизнь

↑ Идеи Товарищества

Основные идеи художников-передвижников: Передвижники считали, что человечество должно увидеть само себя сквозь историю. На смену академическому стилю пришел реализм и импрессионизм. Изображение настоящей жизни русского крестьянства в реалистичном стиле. Просвещение обычного, часто неграмотного, народа.

В творчестве присутствовал социально-психологический портрет. Передвижники были очень близки к народническому движению. В картинах художников осуждался крепостной помещичий быт и самодержавие. Художники популяризировали идеи борьбы за свободу и обновление общества. Передвижники боролись со всевозможными декадентскими течениями, основой которых было «искусство ради искусства». Своим лозунгом художники-передвижники провозгласили «искусство ради людей».

Художники-передвижники

Художники-передвижники

На ЕГЭ по истории в заданиях № 33-34 ( В12-В13) могут быть предложены иллюстрации картин художников. Необходимо иметь представление о живописи России вообще и о творчестве передвижников в частности.

В статье представлены имена  известных художников – передвижников, чьё творчество знакомо  по школьной программе, перечислены наиболее известные учащимся картины. По ним  писали в школе на русском языке сочинения, о них  рассказывали на уроках истории, литературы, МХК.

В отдельных  статьях будет предложена подборка иллюстраций картин данных художников. Материал будет помещён в разделе « Культура». Следите за новыми публикациями.

Постарайтесь вспомнить эти картины, запомнить их авторов. Тогда вы сможете легко выполнить на экзамене данные задания.

5

Какой царь изображен на этой картине?
Назовите дату его правления?
Какие территории вошли в Российское государство при этом царе?
Назовите затяжную и разорительную войну, которую вел этот царь.
Какие территории были потеряны в результате этой войны?
Как называлась часть территории страны, являвшаяся в 1565-1572 гг. личным уделом царя?
Назовите автора портрета царя.

Посмотреть ответ

На картине – царь Иван IV Грозный. Дата правления: 1533-1584. При Иване Грозном были присоединены Казанское и Астраханское ханства, началось покорение Сибирского ханства. Иван Грозный вёл Ливонскую войну. В результате этой войны Россия потеряла крепости, находившиеся на берегу Балтийского моря: Нарву, Корелу, Ям, Копорье, Иван-город. Личный удел царя — опричнина. Автор портрета – В. Васнецов.

к оглавлению ▴

Значение творчества

Талант живописца был признан уже в самом начале художественной деятельности Ивана Ендогурова. Так, один из критиков после смерти художника писал: «Его живопись, мягкая и гармоничная, отличалась необыкновенно интимным характером». Судьба и драматические повороты истории разбросали по всему свету произведения этого талантливого автора тонких и пленяющих пейзажей, запоминающихся своей выразительностью и разнообразием мотивом образов природы. Живописец любил раннюю весну и раннюю осень, обыденную природу севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем. У Ендогурова, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется большой интерес к передаче изменчивых состояний окружающей природы, его картины отличает глубина проникновения в её мир, они наполнены и одухотворены восхищённой нежностью и бережной любовью художника к ней.

Талант Ендогурова отмечал такой страстный хранитель и пропагандист идей передвижников, как В. В. Стасов (1824—1906), который в своём печатном обзоре российской живописи второй половины XIX века писал: «Хорошими пейзажистами этого периода были также Власов, Беггров, барон М. К. Клодт, Ендогуров, Светославский, Поленов…» В парижском издании 1910 года альбома избранных картин Музея Александра III, куда вошли работы лучших 50 художников и где была представлена картина «Начало весны», составитель назвал Ендогурова «лучшим из лучших»: «Ширь, воздушность и настроение — всегда хорошо передавались им, и это прекрасно видно на прилагаемой картине».

Новости

Миръ

Президент США продлил на год срок действия ряда санкций в отношении России
04.03.2015 | 03:16

Страна

«Вторая жизнь» моногородов: переквалификация мэров и комплексное благоустройство
27.02.2017 | 10:28

Власть

В Совфеде предлагают установить фиксированный курс рубля
23.01.2016 | 10:40

Политика

Миронов выступает за индексацию зарплат бюджетникам
09.03.2015 | 11:25

Экономика

Путин: большинство экспертов сходятся во мнении о том, что экономика РФ стабилизировалась
26.05.2016 | 11:15

Общество

Госдума приняла закон о единовременных выплатах из маткапитала в сумме 25 тысяч рублей
09.06.2016 | 12:31

Наука

Что обнаружил российский «Спектр-РГ»
22.12.2020 | 09:51

Культура

Грымов поставит антиутопию Хаксли, которую также взялся экранизировать Ди Каприо
01.02.2017 | 07:42

Жизнь

Мутации коронавируса против стабильности. Будут ли новые волны в России
06.04.2022 | 10:23

Происшествия

При пожаре в доме в Красноярском крае погибли три человека
18.01.2016 | 10:40

12

Кто изображен на картине?
Как дальше сложились судьбы героев картины?
Каковы были последствия ситуации, изображенной на картине?
Назовите автора картины.

Посмотреть ответ

На картине изображены Петр I и царевич Алексей. За то, что выступил против отца, царевич Алексей был обвинен в попытке захвата престола, посажен в крепость, приговорен к казни. Но накануне казни Алексей умер от пыток. После конфликта со старшим сыном Петр I изменил порядок престолонаследия: теперь монарх мог сам назначать себе наследника. Перед смертью Петр I не успел назначить наследника. В России наступила эпоха дворцовых переворотов. Автор картины – Н. Ге.

к оглавлению ▴

«Неравный брак» картина Василия Пукирева

«Неравный брак» — самая известная картина русского художника Василия Владимировича Пукирева (1832-1890). Картина была написана в 1862 году, холст, масло. 173 × 136,5 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Василий Пукирев написал картину «Неравный брак» сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. За эту картину Пукирев получил звание профессора. Свей работой художник попытался выразить циничные нравы своего времени, когда деньги буквально правили всем. Перед натиском денег, власти и влияния обычные девушки оказывались практически бесправными. На этой картине мы видим, что венчание происходит между двумя людьми с большой разницей в возрасте, причём брак происходит по желанию явно только одной стороны — престарелого жениха. Молодая девушка не в силах бороться с тем, что её буквально покупают. Она опустила глаза, а во всём облике её видна опустошённость и покорность. Девушка-бесприданница перед властью и деньгами оказывается в незавидном положении. Отныне и навсегда она должна стать женой старика, которого не любит.

Жених на картине всем своим видом выражает властную и беспринципную натуру. Он смотрит на свою невесту сбоку, показывая тем самым, что не потерпит отказа. Во всём облике жениха видна его привычка командовать людьми и чувствовать своё превосходство над теми, кто не достиг того же положения в обществе. В противовес ему написана невеста, которая у зрителя вызывает острое чувство жалости. Заплаканные глаза, опущенный взгляд, рука со свечой опущена в ослабевшей руке. Для невесты этот брак представляется окончанием жизни. Правую руку она протягивает священнику, который через мгновение наденет на её палец кольцо.

На заднем плане художник изобразил группу людей, которую можно разделить на группу жениха и группу невесты. Группы людей выражены очень ярко и характерно. Двое мужчин в левой части нескромно разглядывают невесту и явно довольны всем происходящим. Сваха стоит рядом и преданно смотрит на жениха. Сторона невесты находится за спинами жениха и невесты. Они демонстративно отворачивают головы от происходящего. Мужчина справа, сложивший руки на груди — автопортрет Василия Пукирева. Таким образом художник выразил своё мнение относительно неравных браков, бесправного положения девушек и циничности той прослойки общества XIX века, которая обладала большими деньгами и властью.

15

Какому историческому событию посвящена эта картина?
Назовите годы, когда состоялась война, последствия которой изображены на картине.
Как назывался мирный договор, подписанный по итогам этой войны?
В результате какого события мирный договор, завершивший эту войну, был пересмотрен?
Назовите автора картины.
Как называется художник, изображающий на своих картинах войну?

Посмотреть ответ

Картина посвящена неудачному штурму русскими войсками города Плевны в Болгарии. Осада и штурмы Плевны имели место во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Мирный договор – Сан-Стефанский. Сан-Стефанский мир был пересмотрен на Берлинском конгрессе европейских держав. Автор картины – В. Верещагин. Художник, рисующий войну, — баталист.

к оглавлению ▴

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: